Цель №4. Восхождение на Эльбрус

Эта цель из 10 намеченных на три месяца, была закрыта второй, после подготовки в Альплагере Безенги.

Есть! Команда «Альтаира» поднялась на западную вершину Эльбруса (5642 метра) 30 августа 2013. Гора приняла нас сурово. На косой полке, примерно на высоте 5200 метров, накрыло облаком, видимость 10-15 метров, ветер, снег, метель. После седловины снег и метель усилились, на вершине ветром сбивало с ног. Обошлось без красивых панорам. 10 часов непрерывной работы, с нечастыми короткими привалами. Было сложно, силы тратились на борьбу со стихией, но мы справились! Быстрое фото на вершине и спуск в базовый лагерь под градом размером с горох.

Untitled

Вот краткая хронология путешествия на Эльбрус на стыке августа-сентября 2013 года.

По изначальному плану две команды должны были встретиться в базовом лагере на высоте 4200 метров, завершить акклиматизацию и совершить совместно восхождение.

Но разделенные команды решили действовать по своему собственному плану.

Команда первая в составе 4х человек, что приехала непосредственно под Эльбрус форсировала план акклиматизации. В итоге один из членов команды взошел на вершину на четвертый день 29 августа 2013 пребывания в горах, остальные по различным причинам (в основном из-за сильной горной болезни) не смогли совершить даже попытку восхождения.

Untitled

Вторая команда, в составе трех человек поднялась на высоту 4200 к полудню 29 августа 2013. Оценив погодную обстановку (ожидался мощный циклон и ухудшение погоды на 4 дня с грозами, ветром и снегом) и состояние маршрута было принято решение совершать восхождение на следующий день 30 августа 2013. После обеда 29го был совершен акклиматизационный выход.

Выход на восхождение был запланирован на 3 часа ночи. Наши соседи по приюту выходили в 2, так что греметь костями они начали уже в час ночи. В приюте было жарко, да и акклиматизация и усталость нас догнали, поспать и восстановиться толком не удалось.

Проснулись по плану, собрались и вышли. Накрывать меня начало на скалах Пастухова, чуть подкручивать в животе. Плюс холодный ветер в левое ухо, неравномерное охлаждение организма и болящий нос отвлекали от маршрута. Я никак не мог взять темп. В какой-то момент я уже хотел развернуться и пойти назад, но взял себя в руки, вкрутил темп высокий (слишком высокий, как выяснилось позже) и попер. До начала косой я обогнал своих соучастников минут на 10. Вышли на косую полку и пошли траверсом 5100 — 5300. До седловины дошел уверенно, погода еще ухудшилась, снег усилился, ветер стал еще холоднее. От соучастников убежал минут на 20, поднялась метель, пришлось вернуться к ним, узнать «идем ли дальше?». Дальше шли.

На седловине меня накрыло. Особенно сильно, когда я увидел взлет с седловины. Идти уже не хотелось. Пришлось снова брать себя в руки. 250 Метров подъема выглядели примерно так: пять шагов делаю, падаю на колено, дышу, пять шагов, снова падаю, снова дышу. Остаток до вершины помню с трудом. Ветер еще усилился, видимость упала до 10 метров, снег заваливал тропу, приходилось продираться сквозь свежевыпавший белый снежок.

15 минут до вершины, сообщил нам встречный гид. Не видно нефига, 8-10 метров вперед. Мозгу уже конкретно не хватает кислорода и передвигаюсь только на морально волевых и поддержке товарищей. Качало как пьяного. Иду по тропе, смотрю вправо, а из-за тумана непонятно сколько метров вниз — толи два, толи двести. Шаг вправо и я там.

Навстречу и параллельно какие-то коммерческие группы. Иностранцы, русские, гиды. Настя искала вешки, подбадривала меня и вселяла надежду на скорое окончание маршрута. За что я ей бесконечно благодарен. За нами пристраивается человек 15 потерявшихся и идут следом.
В какой-то момент ветер сдувает облака и я вижу вершину в 50 метрах.

Заползаю наверх. Как потом рассказывали, я ругался на вершине без всякого смысла и логики, просто перечисляя все матерные и не очень слова, которые я знал. Помню, что я выражал свои мысли на тему, где я видел такие маршруты и такие вершины в такую погоду.

Untitled

Когда шел с седловины мелькала мысль, что сил только до вершины, что таким темпом придется меня спускать.

DSC01290 - Версия 2

Но вниз дело пошло веселее. Ноги двигались слабо, но сами. С каждым сброшенным метром возвращались силы и концентрация.

Untitled

Вывод: нам требовался еще один день акклиматизации с выходом до 5100. Но, в данном конкретном случае, наше решение было верным. На следующий день погода была отвратительна даже всю ночь, валил снег и вершина так и не открылась из-за облаков. Еще через день по всей Кабардино-Балкарии было объявлено штормовое предпреждение. Прими мы решение потратить день на акклиматизацию — сидеть бы нам 4 суток в базовом лагере, ждать погоды, как это было в 2011 году под Казбеком.

Спуск с Эльбруса

Вывод второй: команда номер один полностью пренебрегла акклиматизацией и загнала своих участников. Как итог — всего один из четырех участников взошел на вершину.

На следующий год снова поведем группу на Эльбрус! Рассматриваем вариант восхождения с Севера.

Больше фотографий с восхождения здесь.

comments powered by HyperComments
Запись опубликована в рубрике 2. Стиль жизни, 3. Путешествия, 8. Горы и альпинизм, альпинизм, Прокачка Style, спортивный туризм с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.